Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом.
Понятие
«коллектива» применительно к детям дошкольного возраста имеет свои особенности.
Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей,
формирует у них представления о роли каждого
из них в жизни коллектива, в достижении
общего результата деятельности постепенно преодолевая неустойчивость связей
,слабость организационных основ. Условиями
возникновения и становления детского коллектива являются совместная
деятельность и общие переживания детей.
Сложное
нравственное качество - коллективизм зарождается у дошкольников из отдельных
проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с
ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания
вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности
появляется умение договориться, согласовать свои действия, справедливо
разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате
целенаправленных воздействий воспитателя социальные проявления у детей
развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
На первых шагах создания детских
объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе
детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются
общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление,
необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель
поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело
играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том,
что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные
особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно
отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей
подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.
Более высокий этап формирования детского
коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами
создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение
отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить
из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена
коллектива.
Если воспитатель видит, что дети считаются с
мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся
сделать общую жизнь приятной и радостной - значит коллектив в достаточной
степени сформирован.
Совместная
деятельность является ведущим условием и средством формирования детского
коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они
направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а
результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становится
осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив
совместные переживания, вызывающие положительные эмоции. Яркие впечатления,
полученные во время спектакля кукольного театра, праздничные утренники в
детском саду, слушание интересной сказки, музыки, совместное исполнение песен -
все это вызывает глубокий эмоциональный отклик, усиливающийся тем, что
одновременно проявляется у группы детей.
Ребенок нередко приходит в детский сад со
сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания
заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает
побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает
понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д.
Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он
начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него
появляется желание совместно играть.
Теплоту во взаимоотношения вносит традиция
празднования в детском саду дней рождения детей.
Воспитатель использует любую возможность
повседневной жизни, бытовой деятельности для упражнения детей в проявлении
уважения и внимания друг к другу. Во время умывания и одевания на прогулку
требование быстроты мотивируется тем, что нельзя задерживать других детей; во
время одевания и раздевания воспитатель приучает детей обращаться к своим
товарищам за помощью и охотно оказывать ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий