Здравствуйте, уважаемые педагоги и родители!
Меня зовут Кудряшова Юлия Анатольевна, я
педагог-психолог детского сада №443 г. Челябинска. Главной целью моей работы в
детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать всех, кто заинтересован
во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не
равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития
дошкольников.
Моя страничка
адресована воспитателям, специалистам,
работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей
дошкольного возраста.
Работа
педагога-психолога с детьми
Роль педагога-психолога в
детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и
гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они
проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять
родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в
вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию
и в какой форме осуществляет свою деятельность.
В зависимости от запросов и установок
администрации ДОУ педагог-психолог в детском саду может
играть разные роли:
- консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости
оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
- наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и
консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;
- активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы
вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;
- ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает
работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;
- исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.
От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят
и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в
разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:
- информационная функция - предоставление специализированных сведений;
- диагностическая - определение общих и индивидуальных особенностей
развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и
т.д.;
- профилактическая - создание условий для гармоничного развития детей,
защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного
процесса;
- коррекционная - помощь в решении существующих психологических проблем у
детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии
и поведении;
Основные цели работы:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического
климата в коллективе;
- профилактика дезадаптации новоприбывших детей;
- психологическое сопровождение детей «группы риска»;
- психологическая подготовка детей к школе;
- психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;
- психологическое развитие креативности у детей;
- консультирование родителей и консультирование педагогов по
вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного
процесса.
Что делает детский
педагог-психолог?
Психодиагностика детей и педагогов
Цель психодиагностики – определение
уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти,
внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном
состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у
взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые -
детские. Педагог-психолог может попросить ребёнка что-то нарисовать,
рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру - а на
самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные.
Детский педагог-психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических
средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии
необходимых навыков и качеств, которые педагог-психолог поможет развить с
помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой
детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится
свободно чувствовать себя в коллективе.
Коррекционно-развивающая работа
Если у ребенка выявлены серьезные
эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная
психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие
тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия
поможет если ребенок пережил сильный стресс.
Семейное консультирование
Каждый педагог-психолог знает, что все
проблемы детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так.
Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины
находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля
воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется
самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации,
окружающей ребёнка. Консультируя родителей, педагог-психолог помогает им
увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не
осудит Вас и не упрекнет, за что бы то ни было.
В теории решения изобретательских задач
имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой
создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический педагог-психолог
в детском саду - это:
- «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
- «скорая помощь»;
- садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели
красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
- мостик между ребенком и другими детьми;
- взрослый, который по-настоящему любит играть;
- создатель психологического климата в коллективе и катализатор его
творческого потенциала ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий