среда, 28 ноября 2012 г.


Рекомендации педагога-психолога
для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку.
Воспитание детей — большая радость, большая ответствен­ность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в усло­виях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.
Опыт работы показывает, что часто даже самые заботливые родители упус­кают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтени­ем книг, посещением выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показа­тели в общей осведомленности, но они могут оказаться совер­шенно беспомощными при решении практических задач, осо­бенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Тут заманчиво стрем­ление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответству­ющих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фунда­мент личности закладывался родителями, разумеется, при актив­ной творческой деятельности самого ребенка.
Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре­бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и целена­правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок с тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж­ны специальные коррекционно-развивающие занятия.
Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко­торыми родители обращаются за советами к специалистам. При этом я отобрала лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.
На прием к психологу пришла мать с мальчиком, которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в "мини"- лицей. При обследовании выявлен широ­кий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владе­ет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном разви­тии внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигатель­ная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ловил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские те­левизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочи­тает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, "одно­бокого" развития оказались недостаточно сформированными дви­гательные функции. А ведь это может сказаться не только на об­щем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как ре­зультат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.
Другой пример. На прием пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, кото­рого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали доч­ку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с роди­телями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к исто­щенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы со­блюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие про­цедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.
Выбор заданий зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказаться непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни­ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со­вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система­тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет их ждать.
Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про­должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра­боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимальной речевой активности, с заданиями, которые могут выполняться без участия речи (конструирование, рисование). Если занятия начались с каких-то устных логических заданий, с разучивания стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. За­нятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рас­сматриванием картинок.
Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказы­вать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрос­лый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более стар­шего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но пом­ните, что в процессе занятий не следует быть слишком много­словным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, ни­какого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.
Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ре­бенка, учат общению, которое ему так необходимо.
Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.
Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей они образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последова­тельным в своих действиях и поступках.
Желаем успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий