среда, 24 октября 2012 г.

Материалы выступления в районной методической недели по теме: "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях ДОУ"


         Сегодня мне представилась возможность рассказать об опыте работы на тему: "Организация и содержание психокоррекционной работы по преодолению и профилактики нарушений личностного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Приемы и методы психокоррекционной работы. В  условиях логопедического детского сада необходимо сочетать психокорекционную работу с коррекционно-педагогической.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы психологической коррекции:
1) приемы игровой психокоррекции;
2) приемы элементарной библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
3) приемы арттерапии и музыкотерапии;
4) приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.
Для проведения психокоррекционной работы могут быть рекомендованы следующие приемы:
·        Психологические игры немецкого психолога Клауса Фопеля («Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»,1998);
·      Приемы психогимнастики (М.И. Чистякова «Психогимнастика,1995):
- Игры способствующие успокоению и организации детей («Кто за кем?», « идем за синей птицей»);
- Этюды на правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов («Вот он такой», «Заколдованный ребенок», «Дружная семья»);
- Игры на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Флажок», «Противоположные движения», «Стоп», «Запрещенное движение»);
- Некоторые подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают играющих («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»);
- Этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай Болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»);
- Этюды на выражение эмоций: сосредоточения («Кузнечик»), удивления («Удивления»), радости («Вкусные конфеты»), печали («Стрекоза замерзла», «Северный полюс»), презрения («Соленый чай»), гнева (Король боровик не в духе», «Сердитый дедушка»), страха («Гроза»), выражения чувства вины («Провинившийся»);
- Этюды на отображение положительных черт характера («Капитан»);
- Этюды на отображение отрицательных черт характера («Робкий ребенок»);

Все эти игры адаптируются с учетом речевого развития дошкольников, в частности для детей с низким речевым развитием сокращается объем вербальных заданий.)

·        Специальные упражнения, разработанные немецким психологом и психотерапевтом Гертрудой Шоттенлоэр («Рисунок и образ в гештальттерапии»,2000);
·        Литературные произведения отечественных авторов, подобранных или адаптированных с учетом речевых возможностей детей;
·        Развивающие музыкальные игры:
Игры, формирующие стремление к лидерству («Приклеенная нога», «Красная рука», «Дирижер»);
Игры, развивающие доверие и заботливость («Волшебная дудочка», «Танец шляпы»);
Игры, побуждающие участников к общению друг с другом («Мне нравится», «Мирные и воинственные», «Свободный стул»);
Игры на развитие выдержки («Тихо и громко»);
Игры на осознание частей тела («Хлопай и качайся», «Мышка»);
Игры на расслабление («усыпающая музыка»).
Приемы игровой психокоррекции. В мировой практике игровая психокоррекция широко используется по ряду причин:
·        Игра является для ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми (В.С. Мухина);
·        Игра  - один из главных способов познания мира (Д.Б. Эльконин);
·        Игра  - символическая переработка реальных впечатлений и переживаний (А.И. Захаров);
·        Игра позволяет соприкоснуться со своими личностными проблемами, быть с ними в конфронтации, в безопасной ситуации и дает возможность по настоящему управлять ситуацией (А.С. Спиваковская);
·        Игра это язык (система интеракции), который позволяет самовыражаться, общаться (О.А. Карабанова).
Все это позволяет рекомендовать игру как основу психокоррекционных занятий.
Приемы элементарной библиотерапии. Библиотерапия предполагает псикоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. В настоящее время практика использования библиотерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю.Б. Некрасовой.
От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей с ОНР используются разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учетом:
·        Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
·        Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребенок.
Для ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и восстановления душевного равновесия рекомендуются следующие литературные произведения: « Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Ласточки пропали» А. Фета, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Деревья» Н. Токмаковой, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Маугли» Р. Киплинга, «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена, «Серая шейка», «Храбрый утенок» Б. Житкова, русские народные сказки «Лиса и журавль» и др., различные загадки, пословицы и поговорки.
Приемы арттерапии и музыкотерапии. В последние годы заметно возрос интерес к коррекционной деятельности средствами искусства. Это связано с тем, что искусство имеет специальные функции, с помощью которых человек может научиться рассказывать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит, радует (Е.А.Медведева, И.Ю. Левченко и др.)
Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведение переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии.
Для детей с ОНР рекомендуется использовать приемы арттерапии, основанные на переживании и смене психологических состояний в процессе
рисования, лепки. Выбор этих средств психокоррекции связан с особенностями детей с ОНР, испытывающими трудности при оречевлениии  своих переживаний и проблем.
Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто используется специальное музыкальное сопровождение. Цели стимуляции музыкой могут быть различными:
·        Снять или уменьшить произвольный контроль речью;
·        Увеличить общую активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
·        Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослым.
Важно чтобы сам музыкальный контекст содержал элементы реальных движений и ритмов («По малинку в сад пойдем», «Веселые гуси»).
При нарушении общения у детей рекомендуется использовать следующие приемы музыкотерапии:
·        Сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на различных музыкальных инструментах, созвучным его настроению и характеру его действий;
·        Сопровождение голосом. Взрослый комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка;
·   Совместная игра на инструментах – еще один вариант установления межличностных контактов.
Приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии. Упражнения, способствующие осознанию собственного тела, относятся к таким направлениям психокоррекции, как гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
История телесной терапии восходит к работам ученика З.Фрейда В. Райха, который полагал, что механизмам психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта. Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал «телесной броней» «Броня – хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности.
         В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния,  и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации «здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Такие навыки дети приобретут путем освоения упражнений по следующим направлениям:
·        Освобождение от мышечных зажимов;
·      Общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
·        Развитие внимания, чувственного восприятия.
Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.
Большую роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР:
·        Увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
·        Совершенствование психомоторики, развития умения свободно владеть своим телом («Подвески», «Росток», «Потянулись – сломались» и др.).

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий