Принято различать два аспекта поведения ребенка:
- Инструментальный — то, как малыш выполняет какое-либо действие.
- Мотивационный — определяет отношение ребенка к деятельности.
Данные аспекты поведения могут быть проанализированы по следующим критериям.
Так, инструментальный характеризуется:
- быстрым (что называется «не по возрасту») овладением какой-либо деятельностью, успешной ее реализацией;
- изобретением новых путей решения сложившейся проблемной ситуации;
- формированием креативных идей, открытий (новаторство).
Также талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости.
Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода.
Мотивационный аспект проявляется в следующем:
- у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;
- малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;
- стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;
- повышенная избирательность (например, предвзятое отношение к предметам художественного искусства, музыки и другое).
Как правило, одаренные дети дошкольного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие малыши отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемной ситуации. Но заметив в поведении ребенка описанные признаки, можно лишь предположить наличие определенных способностей и склонностей.
Виды одаренности
Опираясь на данные наблюдений за детьми, обладающими определенными способностями, исследователи пришли к выводу, что классифицировать одаренность возможно по следующим критериям:
- виду деятельности, в которой ребенок преуспевает;
- форме внешнего проявления способностей;
- степени сформированности;
- широте проявления в разных видах деятельности ребенка;
- по возрастным особенностям.
По критерию «вид деятельности» классификация одаренности осуществляется на основе известных пяти видов деятельности: теоретической, практической, коммуникативной, духовно-ценностной и художественно-эстетической; и трех психических сфер: эмоциональной, волевой, интеллектуальной.
Часто одаренные дети в саду обладают способностями в определенной сфере деятельности: пении, рисовании, конструировании и др. По форме внешнего проявления талантливые и одаренные дети могут обладать явными и скрытыми неординарными способностями. Если в первом случае результаты деятельности малыша наглядно указывают на его гениальность, то диагностировать воспитанника со скрытой формой таланта — задача психологов, педагогов и родителей ребенка.
Нередко такие способности детей остаются незамеченными, что приводит к тому, что талантливый от рождения человек попросту не использует свой потенциал в течение жизни.
По степени сформированности различают одаренность:
- Актуальную, которая характеризуется наглядными результатами деятельности талантливого ребенка. Работа учителя с одаренными детьми, которые демонстрируют свой талан, заключается в том, чтобы дальше развивать способности, помогать преодолевать препятствия на пути к результату, мотивировать к деятельности.
- О потенциальной говорят тогда, когда у малыша имеются природные задатки и способности, которые на данный момент остаются непроявленными. В диагностике такого вида способностей у ребенка должны принимать участие не только педагоги, но и родители одаренных детей, ведь именно близкие родственники имеют возможность наблюдать за поведением малыша длительное время, выявлять закономерности.
По широте проявления выделяют:
- Общую одаренность, которая характеризуется тем, что ребенок проявляет нестандартные способности в разных видах деятельности и областях знаний. Именно о таких людях говорят: «Талантливый человек — талантлив во всем».
- Специальная одаренность проявляется только в узкой сфере, например, в музыке или рисовании.
По возрастным особенностям одаренность классифицируют на следующие виды:
- раннюю;
- позднюю.
Так, нередко педагогами выявляются одаренные дети в детском саду. Таких малышей называют вундеркиндами («чудесными детьми»). Буквально несколько лет назад в психологии появился такой термин, как «интеллектуальный вундеркинд». Это обозначение дается детям, которые не по годам развиты в умственной сфере, например, в двух - трехлетнем возрасте осваивают работу электронных гаджетов, компьютеров, бытовой техники. С развитием технологий и внедрением информационно-компьютерных технологий в процесс образования таких малышей становится все больше, не исключено, что вскоре описанные знания и умения будут считаться нормой развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий