Рассмотрим виды психологической
готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
·
достаточный багаж знаний об окружающем мире;
·
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
·
любознательность, потребность в получении новых знаний;
·
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
·
наличие словесно-логического и образного мышления;
·
развитую речь, достаточный словарный запас;
·
сформированные сенсорные навыки;
·
устойчивое внимание;
·
крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для
успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
·
коммуникативность;
·
стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские
отношения;
·
умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
·
умение выслушивать собеседника;
·
готовность соблюдать очередь;
·
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
·
понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с
окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения
дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям
школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в
школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что
меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов
к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и
иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах
(приобретение новой одежды, портфеля, обладание
канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет
умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в
семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится
количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная
ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
·
радостное ожидание поступления в школу;
·
принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к
ним;
·
способность подчинять свои мотивы коллективным;
·
умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с
нравственными установками;
·
стремление преодолевать трудности;
·
стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
·
сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств
своего характера и готовность меняться;
·
присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости,
дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой
готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае,
даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их
преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий