Задержка психического развития относится к
разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает
промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического
развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная
отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной
(в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому
служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у
каждого отдельно взятого ребенка с задержкой психического развития может проявляться по-разному и отличаться
и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться
выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для
большинства детей с задержкой психического развития.
Кто эти дети?
Ответы специалистов на
вопрос, каких детей следует причислять к группе с задержкой психического развития, весьма неоднозначны.
Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются
гуманистических взглядов, считая, что основные причины задержки психического развития носят прежде всего
социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье,
недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с задержкой психического развития определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные.
Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими
поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольном возрасте
у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой
моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества
(быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки
психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в
изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют
правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются
при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с задержкой психического развития нет,
однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся
сверстников.
Такие дети почти не
владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными
звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но
способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей
манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При
помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы
выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее
количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная
неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ
навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе
еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в
предметно-игровых действиях.
Для таких детей
характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание
достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для
них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель.
Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют
импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут
наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом
переключается с одного задания на другое.
Затруднена
ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование
свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и
примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в
обследовании предмета. В то же время дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно
отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.
Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на
закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы,
величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.
Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых
оттенков. Не использует слова, обозначающие величины
Память детей с ЗПР
отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем
памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и
быстрая утеря информации.
В плане организации
коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования
функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования
- использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей,
а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей
сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на
более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т.
е. обучать действиям планирования.
На уровне игровой
деятельности у детей с задержкой психического развития снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом
возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно
затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью,
например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением
надевает белый халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в
магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия
других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало
общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают
конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий