В статьях, посвященных проблеме выбора школы и
вступительному тестированию первоклассников затрагивались вопросы о необходимых
знаниях и навыках, которыми должен владеть ребенок, поступающий в школу. Итак,
что же должен уметь будущий первоклассник? Многие родители ошибочно полагают,
что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь
верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более
обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок
уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в
реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь
по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному
научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь,
поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать
себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников. Для того, чтобы помочь ребенку
не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно
отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с
ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам – подготовительным
курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать), учреждениям
раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам. Основные моменты,
на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это: –
развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний
ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение); –
изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький,
широкий/узкий и т.д.; – по возможности – формирование умения читать (хотя бы по
слогам) и считать (хотя бы в пределах 10); – обязательное развитие мелкой моторики,
то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как
для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены»
в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить,
работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок,
монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации,
нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость; –
тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это
поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в
школе); – тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить
ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом
(причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое,
разложить предметы по какому-либо признаку. Однако следует помнить, что обученность
ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность
– не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко
родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями,
а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти принципиально разные – если
выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в
первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний
его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются
претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но
ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе
– поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы
его владельцу… Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая
стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если
обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной
(социально-психологической) готовности к школе. То есть, помимо запаса знаний,
ребенку необходимо также: – обладать и коммуникативными и социальными навыками
– то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные
нормы, принятые в обществе, где он живет; – не бояться вступать в контакты со
взрослыми и сверстниками; – уметь отстаивать свою позицию цивилизованными
методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости
и робости; – осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение
знаний, каков порядок учебы в школе; – уметь подчиняться установленным
правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость; – иметь
положительную мотивацию, желание учиться; – уметь целенаправленно и по своей
инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и
отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и
следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это
на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на
них до выпускного бала); – иметь позитивное отношение к самому себе. Важно
помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела:
нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в
последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы
заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале
– занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и
дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание. Если у малыша есть
нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить
рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения
(возможно, придется даже выбрать специальную школу). Ребенок должен быть и по
возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением
предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не
ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет
можно определить в специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и
динамическая пауза после второго урока) и обеспечены условия для его
соблюдения, – то есть в начальную школу-детсад. Это установлено санитарными
правилами, утвержденными в 1999 году. А о резонности этих требований я уже писала
в статье об оптимальном возрасте первоклассника. Итак, вооруженные всеми этими
знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для
первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской
поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий