Рекомендации педагога-психолога
для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку.
Воспитание детей —
большая радость, большая ответственность и
большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие —
необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях
душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие
принимают родители в психическом развитии
ребенка.
Опыт работы показывает, что часто даже самые заботливые родители упускают время, наиболее
благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности.
В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтением книг, посещением
выставок, музеев, театров). Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают
хорошие показатели в общей осведомленности, но они могут оказаться совершенно
беспомощными при решении практических задач, особенно тех, которые требуют
определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на
самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Тут заманчиво стремление предоставить
детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний,
умений, соответствующих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фундамент
личности закладывался родителями, разумеется, при активной творческой
деятельности самого ребенка.
Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей требует меньше
хлопот, хотя и им нужна систематическая и целенаправленная помощь взрослых. Если же в
семье растет ребенок с тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним
нужны
специальные коррекционно-развивающие занятия.
Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с которыми родители
обращаются за советами к специалистам. При этом я отобрала лишь благополучные семьи,
где любят детей и хотят им помочь.
На
прием к психологу пришла мать с мальчиком, которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода
— тестирование для устройства в
"мини"- лицей. При обследовании выявлен широкий запас общих сведений об окружающем мире,
богатый словарь. Мальчик уже
научился читать, пишет двухсложные слова, владеет счетом в пределах 8.
Однако при хорошем умственном развитии
внимание специалиста привлекла "неуклюжесть", двигательная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять
поочередно на левой—правой ноге,
прыгать на одной и двух ногах, неловко ловил и бросал мяч и т.п. В беседе мать
рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть
детские телевизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочитает разговоры со взрослыми. В результате
неправильного, "однобокого" развития оказались недостаточно
сформированными двигательные
функции. А ведь это может сказаться не только на общем психофизическом здоровье ребенка, но и быть
источником переживаний из-за насмешек
со стороны сверстников, и как результат — отказ от участия в коллективных
играх. Матери были даны советы по
организации всестороннего развития ребенка.
Другой пример. На прием пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно
выглядела усталой. Но причиной
оказалось не какое-то заболевание, которого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было
оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали
дочку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились
вместе с родителями. Чрезмерные
эмоциональные нагрузки привели к истощенности нервной системы ребенка. Были
рекомендованы соблюдение четкого
режима сна, приема пищи, закаливающие процедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.
Выбор заданий зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития
ребенка. Одно и то же задание может оказаться непосильным для детей 6 лет и легко выполняться
четырехлетними. Важным условием является
заинтересованность ребенка в совместных
с взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им
игровую форму, тогда ребенок будет их ждать.
Коррекционно-развивающие занятия не должны быть продолжительными,
чтобы ребенок не устал и завершил начатую работу. Чередуйте игры, упражнения,
требующие максимальной речевой активности, с заданиями, которые могут
выполняться без участия речи (конструирование, рисование). Если занятия начались с
каких-то устных логических заданий, с разучивания стихов и т.п.,
полезно продолжить их вышиванием, лепкой. Занятия по счету могут смениться
прослушиванием сказки или рассматриванием картинок.
Начинать
лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него
уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе
работы детям следует оказывать
помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение:
надо заразить его желанием выполнить
задание. Ребенку более старшего
возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но помните, что в процессе
занятий не следует быть слишком многословным
с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и
раздражения, никакого выполнения
задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной.
Не забывайте похвалить ребенка за старания.
Когда
основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в
играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование
характера, личности ребенка, учат общению, которое ему так необходимо.
Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не
выполнено начатое, — это способствует
формированию волевых качеств.
Занимаясь
с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей они образец
для подражания. Дети копируют старших: их
манеру разговаривать, стиль
поведения, внешний вид. Очень важно быть последовательным в своих действиях и
поступках.
Желаем успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий