Сегодня мне представилась возможность рассказать об опыте работы на тему: "Организация и содержание
психокоррекционной работы по преодолению и профилактики нарушений
личностного развития у дошкольников с общим
недоразвитием речи"
Приемы и методы психокоррекционной
работы. В условиях логопедического
детского сада необходимо сочетать психокорекционную работу с коррекционно-педагогической.
С
этой целью рекомендуется использовать следующие приемы психологической
коррекции:
1)
приемы игровой психокоррекции;
2)
приемы элементарной библиотерапии с использованием произведений отечественных и
зарубежных авторов;
3)
приемы арттерапии и музыкотерапии;
4)
приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
Синтез
приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах,
первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того
или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.
Для
проведения психокоррекционной работы могут быть рекомендованы следующие приемы:
·
Психологические
игры немецкого психолога Клауса Фопеля («Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения»,1998);
· Приемы психогимнастики
(М.И. Чистякова «Психогимнастика,1995):
- Игры
способствующие успокоению и организации детей («Кто за кем?», « идем за синей
птицей»);
- Этюды
на правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и
адекватного использования жестов («Вот он такой», «Заколдованный ребенок»,
«Дружная семья»);
- Игры
на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей
(«Флажок», «Противоположные движения», «Стоп», «Запрещенное движение»);
- Некоторые
подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают
играющих («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»);
- Этюды
на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай Болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»);
- Этюды
на выражение эмоций: сосредоточения («Кузнечик»), удивления («Удивления»),
радости («Вкусные конфеты»), печали («Стрекоза замерзла», «Северный полюс»),
презрения («Соленый чай»), гнева (Король боровик не в духе», «Сердитый
дедушка»), страха («Гроза»), выражения чувства вины («Провинившийся»);
- Этюды
на отображение положительных черт характера («Капитан»);
- Этюды
на отображение отрицательных черт характера («Робкий ребенок»);
Все эти игры адаптируются с учетом
речевого развития дошкольников, в частности для детей с низким речевым
развитием сокращается объем вербальных заданий.)
·
Специальные
упражнения, разработанные немецким психологом и психотерапевтом Гертрудой
Шоттенлоэр («Рисунок и образ в гештальттерапии»,2000);
·
Литературные
произведения отечественных авторов, подобранных или адаптированных с учетом
речевых возможностей детей;
·
Развивающие
музыкальные игры:
Игры,
формирующие стремление к лидерству («Приклеенная нога», «Красная рука»,
«Дирижер»);
Игры,
развивающие доверие и заботливость («Волшебная дудочка», «Танец шляпы»);
Игры,
побуждающие участников к общению друг с другом («Мне нравится», «Мирные и
воинственные», «Свободный стул»);
Игры
на развитие выдержки («Тихо и громко»);
Игры
на осознание частей тела («Хлопай и качайся», «Мышка»);
Игры
на расслабление («усыпающая музыка»).
Приемы игровой психокоррекции. В мировой практике игровая психокоррекция широко
используется по ряду причин:
·
Игра является для
ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми
(В.С. Мухина);
·
Игра - один из главных способов познания мира
(Д.Б. Эльконин);
·
Игра - символическая переработка реальных
впечатлений и переживаний (А.И. Захаров);
·
Игра позволяет
соприкоснуться со своими личностными проблемами, быть с ними в конфронтации, в
безопасной ситуации и дает возможность по настоящему управлять ситуацией (А.С.
Спиваковская);
·
Игра это язык
(система интеракции), который позволяет самовыражаться, общаться (О.А.
Карабанова).
Все
это позволяет рекомендовать игру как основу психокоррекционных занятий.
Приемы элементарной библиотерапии. Библиотерапия предполагает псикоррекционное
воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях
нормализации и оптимизации их психического состояния. В настоящее время
практика использования библиотерапии с детьми с отклонениями в развитии
представлена в работах Ю.Б. Некрасовой.
От
обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные
состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и
коррекции личностных нарушений у детей с ОНР используются разные книжные жанры
и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учетом:
·
Степени
доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого
развития детей;
·
Сходства ситуаций
в книге с ситуациями, в которых находится ребенок.
Для
ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и
восстановления душевного равновесия рекомендуются следующие литературные
произведения: « Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Ласточки
пропали» А. Фета, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Деревья» Н.
Токмаковой, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Маугли» Р. Киплинга, «Дюймовочка», «Дикие
лебеди», «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена, «Серая шейка», «Храбрый утенок» Б.
Житкова, русские народные сказки «Лиса и журавль» и др., различные загадки,
пословицы и поговорки.
Приемы арттерапии и музыкотерапии. В последние годы заметно возрос интерес к
коррекционной деятельности средствами искусства. Это связано с тем, что
искусство имеет специальные функции, с помощью которых человек может научиться
рассказывать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит, радует
(Е.А.Медведева, И.Ю. Левченко и др.)
Сущность
арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и
проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведение
переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной
деятельности.
Практический
опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой
терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в
эмоционально-личностном развитии.
Для
детей с ОНР рекомендуется использовать приемы арттерапии, основанные на
переживании и смене психологических состояний в процессе
рисования,
лепки. Выбор этих средств психокоррекции связан с особенностями детей с ОНР,
испытывающими трудности при оречевлениии
своих переживаний и проблем.
Для
усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто
используется специальное музыкальное сопровождение. Цели стимуляции музыкой
могут быть различными:
·
Снять или уменьшить
произвольный контроль речью;
·
Увеличить общую
активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;
·
Вовлечь
неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и
взрослым.
Важно
чтобы сам музыкальный контекст содержал элементы реальных движений и ритмов
(«По малинку в сад пойдем», «Веселые гуси»).
При нарушении общения у детей
рекомендуется использовать следующие приемы музыкотерапии:
·
Сопровождение
действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на различных музыкальных
инструментах, созвучным его настроению и характеру его действий;
·
Сопровождение
голосом. Взрослый комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст
пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка;
· Совместная игра
на инструментах – еще один вариант установления межличностных контактов.
Приемы гештальттерапии и
телесно-ориентированной терапии. Упражнения,
способствующие осознанию собственного тела, относятся к таким направлениям
психокоррекции, как гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
История
телесной терапии восходит к работам ученика З.Фрейда В. Райха, который полагал,
что механизмам психологической защиты можно противодействовать с помощью
прямого телесного контакта. Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц
и стесненном дыхании, он назвал «телесной броней» «Броня – хроническое мышечное
напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент
напряжения мышц происходит ослабление чувствительности.
В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным
является анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной
ситуации «здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Такие
навыки дети приобретут путем освоения упражнений по следующим направлениям:
·
Освобождение от
мышечных зажимов;
· Общение и
взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
·
Развитие
внимания, чувственного восприятия.
Данное
деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений
имеет многоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения, а также в
зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.
Большую
роль играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных
на развитие пластики тела у детей с ОНР:
·
Увеличение диапазона
эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
·
Совершенствование
психомоторики, развития умения свободно владеть своим телом («Подвески»,
«Росток», «Потянулись – сломались» и др.).
Таким
образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных
психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической
работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий